Статьи → Цифры-Факты →
Компенсация ущерба за незаконное уголовное преследование.
Суммы компенсации имущественного ущерба за незаконное уголовное преследование, рассчитываемые исходя из неполученной зарплаты и судебных издержек и определяемые судом, остаются очень низкими (в среднем 100 000 руб., по данным Минфина). Суды стараются минимизировать будущие расходы Минфина, а Минфин, в свою очередь, часто не торопится исполнять решения. По статистике 2010-2011 гг., суды удовлетворяют примерно половину жалоб, но сумму претензий снижают до 2% от заявленного. Какого-либо базового размера компенсации за моральный ущерб или четких правил ее расчета российское законодательство не предусматривает, суд берет эти суммы практически из воздуха.
На фоне такой статистки, размеры компенсаций, установленные судами оправданным по делу «Евросети» (например бывший вице-президент «Евросети» Борис Левин имеет право на 20 млн руб. компенсации за необоснованное уголовное преследование) является исключением из правил.
Еще сложнее добиться компенсации, если дело не дошло до суда. По оценкам Института проблем правоприменения при Европейском университете в СПб, по экономическим статьям в России осужденных примерно 10 000 в год. Но примерно в 2 раза больше дел возбуждается и не доходит до суда — аресты, обыски и другие следственные действия по ним проводились, ущерб нанесен, бизнес иногда потерян. Компенсация за необоснованное применение меры пресечения вообще не положена, а арест вместо подписки о невыезде тоже ведет к потерям.
Государство всеми силами пытается снизить выплаты из бюджета за незаконное уголовное преследование, что понятно. Нормы регрессных требований к конкретным персонам в принципе есть, но на практике не работают.
Эта публикация основана на статье «От редакции: Компенсация страны» из газеты «Ведомости» от 21.09.2011, №177 (2943).
21.09.2011
Оставить комментарий: