Неспособные. Быть и терпеть.
Все российские пороки отчётливо проявились в начале XX века. Картину краха старой России и хозяйственной разрухи в стране нарисовал, посетивший страну в 1920 году, английский писатель Герберт Уэллс ("Россия во мгле". 1958 г.). А разве Вторая мировая война не вскрыла все пороки не только советской системы, но и всего общества?
Сущность человека с веками не меняется. "Есть люди, рождающиеся ... служить человеку, который царствует, идее, которая торжествует, - словом, успеху, этому ужасному властителю умов. Таких людей большинство, и они самые счастливые", - написали в своём дневнике братья Гонкуры 25 мая 1860 г. ("Дневник", Эдмон и Жюль де Гонкур. Том I. 1964 г.).
"Все благородные, рыцарские, возвышенные чувства, чуждые здравого смысла и расчёта, исчезают из этого мира под влиянием спекуляции и мании обогащения..." (Там же, 17 октября 1860 г.).
Однако, здесь хотелось бы заметить, что в любом обществе всё основано на здравом смысле и расчёте, включая "благородные, рыцарские, возвышенные чувства". Человек, стремящийся проявить своё благородство по отношению к окружающим, разве не действует расчётливо? Он просто не хочет подвергать себя риску быть осуждённым в глазах общественного мнения. И это тоже расчёт. Лишь единицам дано нарушить эту строгую закономерность и действовать по велению души и сердца, а не из строгого расчёта.
Люди привыкли терпеть власть. Лишь немногие способны выйти на митинги и демонстрации, чтобы в очередной раз заявить о своём существовании и затем с чувством выполненного долга перед своей совестью снова замолчать на неопределённое время.
"Великая партия равнодушных ... состоит из огромной массы граждан, которые живут вне политики, не ждут от неё ничего положительного и прочного, боятся её, как боятся скуки или разорения". (Эмиль Золя. Том XXVI. Москва, Изд-во "Художественная литература", 1967. Из сборника "Поход" 1880-1881, с 13).
И далее: "... мерзость начинается тогда, когда все опускаются ... до подлости честолюбцев, которые всячески стараются разжиться на нашей эпохе". Однако стоит ли негодовать в адрес ничтожных людишек, коль скоро всякий вплоть до нечистоплотных типов, так или иначе, участвует в созидании жизни. Как бы мы с ними ни боролись, они не исчезают, а жить надо. Не лучше ли относиться ко всему философски: "... как смерть необходима для того, чтобы мог существовать мир, мелкие людишки ... созданы для того, чтобы, обратившись в небытие, они заполнили собою рвы и век наш мог бы шагать дальше" (Там же, с. 94).
Можно много говорить как развивается и прогрессирует человеческий мозг, о том что человеческий гений ничем не отличается от тех, кто жил на заре цивилизации (Гомэр и др.), утверждать, что мы не способны в наши дни создать более великие шедевры, чем древние греки и римляне. Наш словарь, безусловно, обогатился, придав стилю гибкость и блеск. Однако всё это служит нам лишь для того, чтобы успешнее скрывать свои пороки.
"Человек делает выгоду определителем всех своих действий, а слепой случай - властелином мира, ибо чувственность не знает другой цели, кроме выгоды, и другой причины, кроме слепого случая" (Шиллер, т. VI. "Письма об эстетическом воспитании человека" 1793-1794. Письмо двадцать четвёртое).
Вся наша жизнь - бесконечный маскарад. Мы не стремимся совершенствовать свой внутренний мир, главное для нас - красиво выглядеть. Человеческий гений зависит не только от размеров мозга и отличается не только творческой мощью, но и уровнем духовной составляющей в жизни и творчестве человека.
22.01.2013
Теги: Власть, Государство
Оставить комментарий: